Skip to main content

Продавцы и владельцы пунктов выдачи заказов обратились к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой пересмотреть внедрение идентификации пользователей маркетплейсов с использованием биометрии. С таким предложением выступили АНО по защите прав участников электронной коммерции «Федеральное общество сетевой торговли» (ФОСТ) и Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК). Об этом сообщает  Forbes, ссылаясь на письмо председателя ФОСТ и временно исполняющей обязанности исполнительного директора АУРЭК Евгении Черницкой, которая направила Мишустину соответствующее сообщение. 

В заявлении организации указали, что внедрение биометрической идентификации для пользователей маркетплейсов может замедлить рост e-commerce. Более того, для таких платформ, как Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет», затраты могут вырасти на 16-18 миллиардов рублей в год. 

«Требование к сервисам <…> с ежедневной аудиторией свыше 300 000 человек обеспечить возможность аутентификации пользователей через Единую биометрическую систему (ЕБС) влечет за собой значительные расходы. Стоимость подключения каждой компании к этой системе может составить до 100 миллионов рублей. Кроме того, оператор ЕБС (АО Центр биометрических технологий) установил тарифы за каждое обращение к системе для аутентификации, которые варьируются от 8,5 до 20 рублей (в зависимости от количества обращений в месяц)», – говорится в письме.

По мнению Евгении Черницкой, новые расходы в конечном итоге лягут на плечи продавцов, что приведет к сокращению числа малых и средних предпринимателей, замедлению развития этого сектора и негативно отразится на ценах на товары. Кроме того, предложенная нагрузка станет чрезмерной для интернет-магазинов, как считают в ФОСТ и АУРЭК. «Это существенно негативно скажется на развитии конкуренции в онлайн-сегменте и поставит нишевые маркетплейсы в невыгодные условия», – говорится в заявлении. Такие оценки АУРЭК и ФОСТ подтвердил источник на рынке e-commerce, а также объединенная компания Wildberries и Russ, сообщает Forbes. 

«Если Wildberries будет обязана предоставить доступ по ЕБС для всех пользователей, то затраты могут достигнуть нескольких десятков миллионов рублей в день (учитывая только тех, кто проходит обязательную аутентификацию при входе с нового устройства, после перезагрузки устройства или в аналогичных ситуациях) или до нескольких миллиардов рублей в год. При этом наши пользователи не сталкиваются с массовыми случаями несанкционированного доступа к своим аккаунтам. Чаще всего жертвами мошенников становятся покупатели в ситуациях, связанных с использованием фишинговых схем и методов социальной инженерии», – сообщает Forbes, приводя слова компании. 

В Ассоциации больших данных (АБД, включающей Avito, HeadHunter, МТС, «Яндекс», «Ростелеком», Сбербанк, ВТБ) отметили, что ЕБС неэффективна для борьбы с мошенничеством, так как ее работа зависит от 100% сбора биометрии, что противоречит закону, позволяющему гражданам отказаться от сдачи биометрии без ограничения доступа к услугам. 

«Если отказ станет невозможным, это приведет к двум проблемам: увеличению технологических угроз (дипфейки, взломы) и ежегодным затратам [бизнеса] на авторизацию пользователей, превышающим 100 миллиардов рублей», – объяснили в АБД. Они считают, что более эффективным решением будет предоставление сервисам возможности использовать упрощенную аутентификацию. 

Тем временем в Минцифры, компании-операторе Единой биометрической системы (ЕБС), и аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко полагают, что представленные оценки затрат сильно завышены, а подключение к ЕБС не требует масштабных инфраструктурных изменений. В Минцифры подчеркивают, что возможность для продавцов и покупателей включить двухфакторную аутентификацию на платформе и использовать биометрию в качестве второго фактора является не обязательным требованием для пользователей, а дополнительной опцией для повышения безопасности. 

«Реальные суммы будут зависеть от бизнес-процессов конкретных площадок и количества пользователей, желающих воспользоваться возможностью использования биометрии. Мы никогда не допустим, чтобы эти меры поставили компании в неравные условия или привели к сокращению числа малых и средних предприятий. Напротив, мы нацелены на поддержку предпринимателей и развитие честной конкуренции. Все изменения будут внедряться с учетом интересов бизнеса», – прокомментировали в министерстве. 

Подключение к ЕБС не требует масштабных инфраструктурных изменений, отметили в аппарате Дмитрия Григоренко. «Это стандартная процедура интеграции, которая уже успешно реализована во многих компаниях, включая банки и государственные сервисы. Затраты крупной организации на выполнение всех интеграционных мероприятий не превышают нескольких десятков миллионов рублей. Пользователи площадок будут использовать соответствующие функции исключительно по собственному желанию. Цель заключается в том, чтобы предоставить гражданам такую возможность», – говорится в сообщении. 

Ранее сообщалось, что на маркетплейсах и платформах для размещения объявлений может быть введена обязательная регистрация через сервис «Госуслуги». Кроме того, банкам, операторам связи и интернет-магазинам может быть запрещено использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами.

Вас может заинтересовать: 

Мошенников поймают с помощью биометрии

Close Menu
Новости интернет маркетинга, сайтов, новости нейросетей и технологий