Уже завтра в Москве и других крупных городах России начнется – если позволит погода – новый сезон аренды электросамокатов. Что необходимо знать арендаторам и как избежать травм водителям СИМ и пешеходам? Редакция IT Speaker собрала ключевые сведения о законодательстве касательно электросамокатов и сервисах кикшеринга в одном материале.

Законодательство и ограничения
В преддверии нового сезона в Минтрансе предложили классифицировать пользователей электросамокатов как водителей.
«В данный момент Минтрансом России подготовлен проект изменений в ПДД, который, основываясь на практике правоприменения, дополняет существующее регулирование. Согласно изменениям в ПДД, пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ) будут рассматриваться как водители транспортных средств и нести соответствующие обязанности и ответственность», – сообщили в пресс-службе министерства.
Другими словами, ответственность за ДТП с участием электросамокатов будет усиливаться. Об этом свидетельствует также тот факт, что правительство РФ разрабатывает законопроект, который установит порядок регистрации электросамокатов и других СИМ.
Более того, ранее был подготовлен проект закона о штрафах за нарушения при управлении электросамокатами и другими СИМ. Закон предполагает штраф от 20 до 30 тысяч рублей за вождение в состоянии алкогольного опьянения и отказ от медицинского освидетельствования, от 500 до 5 тысяч рублей – за превышение скорости, до 3 тысяч рублей – за совместную поездку на одном самокате, 5 тысяч рублей – за перевозку детей.
Стандартный велосипед можно превратить в электробайк
Интересно, что мнения чиновников о вступлении закона в силу разнятся. Так, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин поддержал инициативу Минтранса о полном запрете на перевозку пассажиров на электросамокатах и других СИМ, однако посчитал преждевременным возможное введение водительских прав для пользователей этих средств передвижения.
Что в итоге: Законы, касающиеся СИМ, постепенно ужесточаются. В связи с этим редакция IT Speaker рекомендует внимательно относиться к правилам вождения электросамокатов. Например, следует воздержаться от поездок в состоянии алкогольного опьянения. Это может не только привести к аварии, но и к высоким штрафам, даже при том, что законопроект еще не принят.
Новости рынка кикшеринга
В марте стало известно, что сервис «Яндекс go» запустит новые самокаты, разработанные самостоятельно, в Москве. В компании сообщили, что в новых самокатах добавлена специальная кнопка, необходимая для быстрого начала поездки. Теперь пользователю не потребуется телефон. На данный момент технология находится на завершающем этапе закрытого тестирования, которое должно завершиться уже в апреле этого года.
Другая крупная кикшеринговая компания к новому сезону значительно расширилась и вышла на рынок соседней страны. «МТС Юрент», оператор одноименного сервиса аренды самокатов, приобрела белорусскую компанию Eleven, занимающуюся разработкой технологий в области микромобильного транспорта. Сделка включает в себя покупку интеллектуальной собственности и разработок компании Eleven.
В ОАЭ появятся летающие паромы
Не менее известный сервис Whoosh акцентировал внимание на удобстве клиентов. Теперь пользователи смогут арендовать самокаты с помощью карты «Тройка», что упрощает процесс оплаты. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, пользователям необходимо обновить приложение Whoosh до последней версии и добавить туда номер своей карты «Тройка». После этого для аренды самоката достаточно приложить карту к специальному дисплею на самокате, а для завершения поездки – также поднести «Тройку» к устройству.
Что в итоге: Эти новости наглядно демонстрируют, что электросамокаты становятся все более популярными. Напомним, что Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс» занимают почти 97% рынка, о чем свидетельствуют масштабные исследования. Эти компании также стали наиболее узнаваемыми среди пользователей. Вероятно, именно поэтому они расширяют свои функции.
Цифры и исследования
Популярность электросамокатов также обусловлена активной критикой в социальных сетях. В частности, пешеходы выражают недовольство поведением водителей СИМ, которое зачастую приводит к авариям. Чтобы понять, как действовать в сложившейся ситуации, участники рынка и независимые эксперты проводят исследования.
К примеру, упомянутый выше «МТС Юрент» изучил поведение своих пользователей, в том числе с точки зрения аккуратности вождения. Согласно исследованию сервиса, доля нарушений ПДД на электросамокатах женщинами составляет всего около 15%. Для этого аналитики компании проанализировали статистику по штрафам, блокировкам и предупреждениям, полученным пользователями в период с 1 марта по 31 августа 2024 года.
Strava блокирует учетные записи за бег в Северной Корее
Свои данные опубликовали и представители власти. Департамент транспорта Москвы ранее озвучил информацию о количестве нарушений правил дорожного движения (ПДД), совершенных пользователями электросамокатов. Так, с начала сезона пользователи кикшеринга получили 110 тысяч штрафов.
Также было заблокировано 118 тысяч аккаунтов. Такое решение было принято за грубые нарушения и повторное несоблюдение правил. Наиболее распространенные нарушения: езда на одном электросамокате вдвоем, проезд по пешеходному переходу, парковка в неположенном месте.
Что в итоге: К счастью, исследования дают свои результаты. Кикшеринг «Яндекса» уже тестирует технологию, которая будет противодействовать езде на самокатах вдвоем. В случае если на самокате окажется более одного человека, то транспортное средство автоматически снизит скорость до 5 км/ч. Как только пассажир уйдет, самокат сможет снова развивать большую скорость.
Рекомендации для водителей СИМ
Соблюдение некоторых правил может помочь избежать аварий и негативного отношения со стороны прохожих. Напомним, что ездить на СИМ могут люди любого возраста. Однако от возраста зависит место, где водителю разрешено кататься на электросамокате.
-
Детям до семи лет разрешается кататься на тротуарах, пешеходных и велопешеходных дорожках (в местах для пешеходов), в пределах пешеходных зон. Однако детей обязательно должны сопровождать взрослые (п. 24.4 ПДД).
-
Дети от семи до четырнадцати лет могут кататься в тех же местах, что и дети младше. В этом случае сопровождение взрослых не требуется. При этом запрет распространяется на езду по автодорогам (п. 24.3 ПДД).
-
Водители СИМ от четырнадцати лет и старше имеют те же права и обязанности, что и взрослые. Им разрешается перемещаться в пешеходной зоне, если нет велозоны, дорожки, полосы для велосипедов, если вес самоката не превышает 35 кг и если необходимо сопроводить ребенка до четырнадцати лет на СИМ (п. 24.2(1) ПДД). Также возможен выезд на обочину и правый край автодороги при отсутствии велодорожки, велозоны, полосы для велосипедов, тротуара или пешеходной дорожки.
Также очень важно соблюдать скоростной режим. Так, на тротуарах скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Более того, водители СИМ обязаны уступать дорогу пешеходам, а не наоборот.
Если водителю необходимо пересечь пешеходный переход, нужно сойти с электросамоката и пройти пешком. Нарушение этого правила приводит к штрафам и другим санкциям, вплоть до блокировки аккаунта (если водитель пользуется кикшерингом).
Напоминаем также о необходимости осматриваться по сторонам при маневрах. Не забывайте и посигналить, например, если пешеходы вышли на велодорожку. Если есть вероятность падения, старайтесь спрыгнуть в сторону и сгруппироваться. Самое главное – прикрывать руками голову. Лучше воспользоваться шлемом, но, если его нет, обхватывайте голову руками, защищая от удара.
Разбираем с юристами, что делать при аварии на СИМ водителям и пешеходам