Мост «Гонконг-Чжухай-Макао» был завершен в 2018 году и с тех пор активно используется – в среднем по нему проезжают 150 тысяч автомобилей ежедневно. После семи лет эксплуатации проверка показала, что защитные панели на конструктивных элементах моста практически не подверглись повреждениям. Они успешно противостоят ударам волн, палящему солнцу и сезонным тайфунам. У этих панелей есть один секрет – они изготовлены из бамбукового композита.
В 2023 году в Китае была запущена государственная инициатива «Бамбук вместо пластика», которая завершится в конце текущего года. Основная цель программы заключается в увеличении использования бамбуковых материалов в стране на 20%, чтобы они смогли заменить пластиковые изделия во всех областях. Если этот проект окажется удачным, будет инициирован повсеместный отказ от пластика в пользу композитных материалов, не только из бамбука, но и других растительных источников.
Ключевым моментом является то, что Китай планирует вытеснить производителей пластика и на международной арене. В настоящее время он занимает лидирующие позиции по экспорту бамбуковых материалов, составляя 70% и имея обороты почти в $74 млрд. Китай постоянно увеличивает как объемы производства, так и разнообразие продукции — наряду с высоким качеством. Например, недавно там отказались от использования клеев на основе альдегидов и фенолов, применяя «мягкий пиролиз» для очистки древесной массы, что позволяет сохранить структуру целлюлозы.
Из бамбуковых композитов можно создавать практически любые изделия — так же, как и из пластика, что наглядно демонстрирует мост в провинции Гуандун. Однако важнее то, что бамбук растет очень быстро, являясь возобновляемым ресурсом, который также разлагается естественным образом. Это означает, что материалов на его основе в будущем будет достаточно, чтобы удовлетворить спрос даже на уровне континента, если не всей планеты.