Искусственный интеллект активно проникает в творческие сферы: создает музыку, производит фильмы и рисует картины, ставя под сомнение привычные представления об авторстве и оригинальности. Некоторые воспринимают это как угрозу, другие – как новые перспективы. IT Speaker вместе с экспертами анализирует воздействие ИИ на креативные индустрии. Первая часть посвящена тому, как нейросети завоевывают мир музыки и кино.

Соревнование за хит
В глобальной музыкальной индустрии искусственный интеллект совершает переворот, превращаясь из простого инструмента в полноценного соавтора. Нейросети, такие как OpenAI MuseNet и AIVA, уже создают хиты в любых жанрах, анализируя тысячи музыкальных произведений и выявляя их закономерности.
Инструмент или соавтор?
Однако главный вопрос заключается в том, где проходит граница между помощником и создателем. По словам Дмитрия Шайдо, руководителя продукта компании DesignWorkout и ведущего продуктового дизайнера в Monite, этот вопрос является основополагающим.
«Граница между инструментом и соавтором проходит там, где возникает осмысленное намерение. ИИ остается инструментом до тех пор, пока у него нет собственного контекста, опыта и мотивации высказаться. Стиль – это не просто набор приемов, а точное соответствие художественного метода и личного переживания. ИИ может воспроизводить форму, но не может соотнести её с собственным опытом, переживаниями и радостями – тем, что делает высказывание подлинным», – подчеркивает Шайдо.
Развивая эту идею, технический директор MD Audit (ГК Softline) Юрий Тюрин уточняет, что данная линия проходит там, где ИИ не просто выполняет задачу, а предлагает самостоятельные решения, создает образы, стиль и композицию, не заложенные пользователем.
«Тем не менее, ИИ по-прежнему зависит от исходных данных и замысла человека – он не создает контекст, а лишь переосмысляет уже существующий опыт. Поэтому говорить о нем как о “соавторе” уместно лишь метафорически. Машина помогает расширить границы креатива, но не несет ответственности за смысл и результат. Автором остается человек, задающий идею и эмоциональное направление», – добавляет Тюрин.
Обратная сторона медали: этика, экономика и право
На международной арене использование ИИ порождает сложные ситуации. Ярким примером служит индийский режиссер Рам Гопал Варма, который полностью отказался от живых музыкантов в пользу ИИ-саундтреков. Ещё более провокационным выглядит «воскрешение» стиля покойного композитора Элвина Люсе, где алгоритм не только имитирует, но и развивает его творческий подход.

Директор по консалтингу системы интегратора и разработчика Navicon Илья Народицкий заявил, что считает «воскрешение» стиля этичным только при прозрачном и согласованном подходе, а не в скрытом формате. Он отметил, что отрасль уже движется к регулированию, приводя в пример требования музыкальных лейблов, инициативу NO FAKES и правила ЕС по маркировке синтетического контента. Эта ситуация спровоцировала активную правовую реакцию. Крупные музыкальные лейблы Sony Music Entertainment, Universal Music Group Recordings и Warner Records инициируют масштабные судебные процессы против разработчиков ИИ-генераторов, обвиняя их в незаконном использовании защищенного авторским правом контента для обучения своих алгоритмов.
Что касается ситуации в России, то в нашей стране пока не было подобных громких скандалов, но вопрос использования нейросетей уже поднимается на высоком уровне. Так, обсуждается законодательная инициатива, которая может лишить ИИ-сгенерированную музыку авторских прав, что радикально изменит экономику отрасли. В 2024 году Национальная федерация музыкальной индустрии предложила законодательно утвердить, что контент, созданный искусственным интеллектом, не подлежит защите авторского права и не может быть монетизирован. Эта позиция основывается на принципе, что право принадлежит человеку, а не алгоритму. По мнению Шайдо, права должны принадлежать тому, кто вкладывает намерение и контекст.
«Формально автором может считаться тот, кто составил запрос, но в восприятии зрителя работа будет вторичной, если форма не соотнесена с собственными мыслями и чувствами автора. Оригинальность в эпоху ИИ – это не новизна приема, а точность выражения чувства момента», – добавляет он.
Перед индустрией встают важные вопросы: как защитить права живых исполнителей, кому должны принадлежать права на «воскрешенные» ИИ-хиты и какие этические границы установить для нейросетей в искусстве. Баланс между инновациями и сохранением человеческого творчества становится основным вызовом для музыкального будущего.
В то же время с этическими дилеммами возникают и суровые экономические реалии. Если говорить о России, то по данным отраслевых исследований, музыкальная индустрия сталкивается с шокирующими цифрами: внедрение ИИ наносит ей ущерб в 8,5 млрд рублей ежегодно, а музыканты теряют до 24% доходов. Нейросети активно вытесняют сессионных исполнителей, аранжировщиков и композиторов, особенно в области рекламы, подкастов и фоновой музыки. Автоматизация создания мелодий, ритмов и целых композиций позволяет компаниям значительно сокращать затраты, ставя под угрозу уникальность и ценность музыки, созданной живыми исполнителями.
Итоги: новая модель сосуществования
Развитие технологических возможностей, юридических споров и экономических потерь заставляет музыкальную индустрию искать новые принципы организации. Напряженность между новаторами и традиционалистами, судебные иски лейблов и законодательные инициативы – все это признаки переходного периода, в котором формируется будущее музыкального творчества.
В Китае робота зачислили на актерский факультет
Дмитрий Шайдо рассматривает это не как катастрофу, а как переход к новой модели. «Наиболее вероятен гибридный сценарий: мы движемся к сосуществованию двух режимов творчества. С одной стороны – массовое, персонализированное «искусство-как-сервис», которое заменит рутинные творческие задачи. С другой – радикально человеческое искусство: невоспроизводимое, контекстуальное и исключительно личное. Баланс возможен, если мы признаем, что ИИ уравнивает доступ к инструментам, но не к смыслу», – рассказывает он.
Прибытие сгенерированного поезда
В мировом кинематографе, который всегда был симбиозом искусства и технологий, сегодня происходит одна из самых значительных трансформаций. Искусственный интеллект кардинально меняет процессы от концепции до кинопроката, заставляя вновь задаться вопросом: режиссер ли управляет алгоритмом или алгоритм начинает диктовать условия режиссеру?
Цифровой ассистент: от сценария до монтажа
С одной стороны, искусственный интеллект стал незаменимым помощником, который берет на себя рутинные и ресурсоемкие задачи. Алгоритмы уже сегодня анализируют сценарии, предсказывая их потенциальный успех у зрителей, помогают оптимизировать съемочный график и даже подбирают локации. На этапе постпродакшна их вклад становится более заметным: нейросети ускоряют монтаж, выполняют сложнейшую цветокоррекцию и создают фотореалистичные спецэффекты, которые ранее требовали работы целых команд.
Особого внимания заслуживает гуманитарная миссия технологий. В России ярким примером стал проект «Кинопоиска», который использует голосовой помощник «Алиса» для генерации тифлокомментариев. Это делает кино доступным для незрячих и слабовидящих зрителей, открывая им мир кинематографа.
Управляющий партнер брендингового агентства BrandLab Александр Еременко, основываясь на 30-летнем опыте работы с креативными командами, утверждает, что ИИ – это в первую очередь инструмент для ускорения и улучшения процессов.

«Появление нейросетей в открытом доступе – это скорее новые возможности для креативных индустрий, чем угрозы. По крайней мере, на данный момент видно, что дизайнеры, музыкальные продюсеры и кинорежиссеры не лишились работы. У меня есть знакомый, музыкальный продюсер, который создает видеоролики для поп-исполнителей. С помощью ИИ он теперь делает предварительные раскадровки для будущего клипа, согласовывает их с исполнителем, а затем выезжает на съемку и продолжает снимать вживую. Процесс стал более управляемым, многие детали удается продумать заранее, а главное – скорость создания видеоролика увеличилась почти вдвое», – делится Еременко.
По ту сторону кадра: угрозы профессиям и этике
Однако у этой технологической утопии есть и тревожная сторона. На московском форуме «Культура. Медиа. Цифра» международные эксперты обсудили прогнозы, согласно которым в ближайшие годы ИИ сможет выполнять до 40% работы в киноиндустрии. Правда, под удар, вероятно, не попадут творцы-визионеры.
«Наибольшему риску подвергаются “потоковые” роли: сток-иллюстраторы, композиторы для библиотек, джуны в VFX и локализации. Исследования в области развлечений уже фиксируют значительное перераспределение труда и десятки тысяч затронутых рабочих мест. В то же время растет значение креативных супервайзеров, шоураннеров, режиссеров и продюсеров, управляющих ИИ-пайплайнами, а также соло-создателей, которые «собирают» фильм или трек с начала до конца. Приток ИИ-контента и финансов прогнозируется высоким – ключевым становится вопрос справедливого распределения доходов», – уточняет директор по консалтингу системы интегратора и разработчика Navicon Илья Народицкий.
Эта перспектива вызывает серьезные опасения у мэтров кино по обе стороны Атлантики. Американский актер Николас Кейдж открыто называет ИИ «угрозой подлинному искусству».
«Я искренне верю, что роботы не должны мечтать за нас. Роботы не могут отражать состояние человека. Это тупиковый путь, если актер позволяет одному роботу с искусственным интеллектом хоть немного манипулировать своей игрой, <…> будут заменены только финансовыми интересами. Мы не можем этого допустить», – утверждает актер.
А в России режиссер и глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков считает использование дипфейков «преступлением против творчества».
«Это значит, что, допустим, абсолютно бездарный человек, к которому Сергей Бондарчук или Михаил Ульянов, или Нонна Мордюкова никогда бы не пошли сниматься, при помощи искусственного интеллекта может создать их внешние образы», – объясняет свою позицию режиссер.
ИИ – главный в критических процессах: а как же люди?
Ярким примером этой этической проблемы стал случай с ИИ-голосом Энтони Бурдена. Речь идет о документальном фильме, в котором для «озвучивания» покойного ведущего и шеф-повара использовалась нейросеть, что вызвало волну возмущения среди зрителей и критиков. Как отмечает директор по консалтингу системы интегратора и разработчика Navicon Илья Народицкий, этот пример наглядно демонстрирует, что аудитория чувствует себя обманутой, когда использование технологий остается нераскрытым.
Их опасения вполне обоснованы: технология глубокой подмены (deepfake) уже сейчас позволяет создавать убедительные фальшивые ролики, открывая путь не только для кинематографических экспериментов, но и для манипуляций общественным мнением.
Итоги: новый баланс сил в кинематографе
Так где же проходит граница между инструментом и угрозой? Эксперт в области генеративного ИИ и продвинутой аналитики компании Axenix Владимир Кравцев предлагает обратиться к исторической параллели.
«В долгосрочной перспективе ИИ не заменит людей творческих профессий, а станет еще одним инструментом, расширяющим их возможности. Точно так же, как, например, появление фотографии не уничтожило живопись, а расширило горизонты художественного творчества и привело к возникновению нового вида искусства – кино. Баланс возможен, если технологии будут усиливать специалиста, а не подменять его: человек, использующий ИИ, останется основным источником смысла и идей», – заключает Кравцев.
Таким образом, будущее кино зависит от способности индустрии найти новый баланс. Технологии предлагают невиданные ранее возможности по визуализации, скорости производства и снижению затрат. Однако конечная ценность фильма будет по-прежнему определяться не мощностью алгоритмов, а глубиной человеческого замысла, эмоциональной насыщенностью и уникальностью режиссерского взгляда. Главный вызов – сохранить это человеческое начало в эпоху тотальной автоматизации.
В то время как музыка и кино ищут компромисс с искусственным интеллектом, в мире живописи и литературы его вторжение ставит ещё более фундаментальные вопросы: что остается от человеческого творчества, когда машина может написать роман и создать шедевр живописи?
ИИ-министр Албании объявила о беременности
